Тангсудо
берет свои корни, начало из древнего
прошлого Кореи. Этот стиль боевого
искусства появился в период династии
Когурё (37-668 гг.) и стал развиваться при
Коре (976-1392 гг.), Силла (668-935 гг.).
После
оккупации Кореи Японией в период с 1907 по
1945 год Япония не давала развивать
различные стили корейских боевых
искусств, в том числе и тангсудо. Однако,
несмотря на эти запреты японских
оккупантов, корейские мастера
занимались тангсудо подпольно.
Мастер
Хван Ки описал современный вариант
древнего тангсудо в августе 1945 года.
Осенью 1945 года он преподавал тангсудо в
Сеуле. Известно, что Хван Ки изучал ранее
древнее корейское боевое искусство
субак и тэккён. Хван Ки назвал свой новый
стиль-тангсудо ("тан" - китайская
династия Тан или китайская рука). Хван Ки
писал о тангсудо: "История тангсудо
бесконечна. Трудно сказать, где это
искусство возникло, или кто был первым
человеком, который начал им заниматься".
Тангсудо Хван Ки примерно на 60% включает
боевую технику субак, а остальные 40%
этого стиля-ушу. Полностью свой стиль
Хван Ки назвал тангсудо Мудуккван, что
означает "братство и школа устранения
внутреннего и внешнего конфликта и
развития достоинства на пути достойной
руки".
Сейчас
стиль тангсудо популярен в мире, как и
тхэквондо, хапкидо, куксуль.
Иногда
слово "тангсудо" переводят как "искусство
руки-ножа". "Су" означает "рука"
(от названия стиля субак), "до" - "путь",
"му" или "муе" - боевое
искусство", "дук" - достоинство,
"кван" - школа.
В
тангсудо много высоких ударов ногами,
есть множество ударов ногами в прыжках.
Удары рукой сочетаются с захватами
противника. Удары рукой в тангсудо в
основном наносят кулаком, реже удары
локтем и ладонью. Удары рукой наносят на
месте, в передвижении и с вращением
корпуса. Такое вращение дезориентирует
противника. Удары кулаком и локтем с
вращением корпуса усиливают силу
наносимого удара. Аналогично тому, как
удар ногой с вращением корпуса также
увеличивает силу удара ногой.
Блоки
от ударов рукой или ногой в тангсудо
очень жесткие. Они выполняются с
максимальной силой, чтобы отбить охоту у
противника к дальнейшей атаке. После
выполнения блока от удара защищающийся
той же рукой захватывает конечность
противника. Именно с блоков начинает
свое обучение тангсудо мастер Чун Сик
Ким в США. Он стал изучать корейские
боевые искусства в 8 лет. В 1983 году мастер
Ким создал Международную Федерацию
Тангсудо.
В
тангсудо применяются блоки с открытой
ладонью и блоки со сжатыми кулаками.
Если противник наносит прямой удар
ногой, то выполняют блок двумя
скрещенными руками. Блоки с открытой
ладонью помогают не только блокировать
удар, но и захватывать руку или ногу
противника.
В
тангсудо выполняют блоки также ногой.
Блок ногой снаружи внутрь применяют
против ударов ладонью, кулаком, против
противника с ножом или пистолетом в
руках.
В
тангсудо есть специальные формальные
комплексы (хюны), как в тхэквондо есть
пхумсэ. При выполнении этих хюнов учатся
правильно выполнять блоки, передвижения
и удары. Часто во время выполнения хюнов
спортсмены наносят удар с выкриком. Это
помогает спортсмену не только нанести
мощный концентрированный удар, но и
позволяет управлять своей энергией "ки"
("кихап" - крик).
В
тангсудо система поясов несколько иная,
чем в других стилях единоборств. Это
касается прежде всего черного пояса.
Именно в тангсудо некоторые мастера не
надевают черный пояс на свой добок,
считая, что подлинное мастерство пока не
достигнуто и к нему нужно стремиться всю
жизнь! Вот именно поэтому в тангсудо
многие мастера надевают только темно-синие
пояса вместо черных. Сам Хван Ки не
надевал на свой добок черный пояс,
надевая только темно-синий. Тем не менее
в США некоторые мастера надевают черные
пояса вместо рекомендуемых Хван Ки
темно-синих.
В
тангсудо есть 10 ученических поясов -
гыпов и 10 мастерских поясов - данов.
Из
цветных поясов в тангсудо есть белый,
желтый, зеленый, красный и синий пояса.
Белый пояс тангсудо означает чистоту
помыслов, начало долгого пути, пустоту. В
сравнении с природой его сравнивают с
зимой.
Желтый
или оранжевый пояс (был введен
дополнительно в 1975 году) означает начало
роста зерна, дальнейшее продвижение
ученика вперед. В сравнении с природой
его сравнивают с периодом после зимы и
началом весны.
Зеленый
пояс означает движение ученика тангсудо
вперед, рост. В сравнении с природой его
сравнивают с весной, когда все
расцветает и зеленеет.
Красный
пояс означает начало освоения базовой
техники тангсудо, созревание. В
сравнении с природой его сравнивают с
летом.
Темно-синий
пояс свидетельствует о зрелости, покое.
В сравнении с природой его сравнивают с
осенью. Считают, что цвет темно-синего
неба (но не черного) свидетельствует о
близком достижении цели. Однако к этой
цели еще долго следует идти, и путь к ней
долог, возможно, его никогда не достичь...
Чтобы
достичь темно-синего пояса, как правило,
нужно постоянно и интенсивно заниматься
2-3 года.
10
гып - белый пояс тангсудо.
9
гып - белый с одной синей полоской.
8
гып - желтый или оранжевый пояс.
7
гып - желтый или оранжевый пояс с одной
синей полоской.
6
гып - зеленый пояс.
5
гып - зеленый пояс с одной синей полоской.
4
гып - зеленый пояс с двумя синими
полосками.
3
гып - красный пояс.
2
гып - красный пояс с одной синей полоской.
1
гып - красный пояс с двумя синими
полосками.
После
получения темно-синего пояса (I дан
тангсудо) должно пройти не менее 2 лет,
чтобы аттестоваться на II дан тангсудо (темно-синий
пояс с двумя белыми полосками). Через 3
года спортсмен может сдавать.экзамен на
III дан (темно-синий пояс с 3 белыми
полосками).
Мастер
тангсудо IV дана носит темно-синий пояс с
красной полосой ниже середины пояса.
Мастера IV дана и выше в тангсудо
называют Са Бон Ним. Мастера I-III данов
тангсудо называют Ке-Са Ним. Главу школы
Мудуккван, великого мастера тангсудо
называют Кван Джан Ним. Младшего ученика
в тангсудо зовут Ху Бе Ним, а старшего
ученика в тангсудо, как Сун Бе Ним. |