Психология
|
|
|
|
Мотивация
власти (или потребность во власти) - одна
из самых главных движущих сил
человеческих действий. Считается, что
это эгоистическая или даже
садистическая сила, которая, как и любое
влечение, никогда не бывает насыщенна.
Власть не отдают, ее теряют, и, как
правило, в драматических ситуациях.
Существует мнение, что со временем
происходит "эрозия" власти, т.е. она
становится все менее эффективной и
более эгоистической.
Помимо
таких взглядов, которые изображают
власть в темном свете, существуют и
противоположные взгляды, связанные с
культом власти, со стремлением
боготворить лидеров и вождей. Но
поскольку слишком интенсивное
проявление стремления к власти
воспринимается в обществе негативно, то
люди, которые осознают свои властные
стремления, пытаются их скрыть или
рационализировать.
Мотивация
власти - это совокупность
стремлений человека получить влияние на
индивидуумы или группы людей с помощью
средств власти (таких, например, как
принуждение и привилегии, позитивное и
негативное подкрепление в форме
одобрения или наказания). В случае
возникновения разногласия между
притязаниями на руководство и реальными
возможностями власти возникает
мотивационное напряжение и человек
стремится увеличить уровень контроля и
влияния на других. Борьба за высокое
положение в административной иерархии
представляет собой пример таких
действий.
Важное
значение имеет установление места
мотивации власти в мотивационной
системе личности.
Достаточно
распространенным является мнение о том,
что стремление к власти преобладает в
этой системе, что оно является важнейшим
регулятивным фактором деятельности.
Властолюбцев можно разделить на тех, кто
обладает властью и пытается ее укрепить,
и тех, кто только ее домогается. Но,
очевидно, не следует преувеличивать
значение власти как побуждающего
фактора, ведь любые мотивы или
потребности способны стать побуждающей
силой поведения и деятельности человека.
Уровень
развития и доминирование определенных
мотивов и потребностей личности можно
представить в виде мотивационного
профиля. Сравнительный анализ
мотивационных профилей индивидуумов
свидетельствует о том, что между ними
существуют значительные отличия.
Можно
выделить группу людей, у которых
доминирует мотивация власти (это,
например, менеджеры, политики, которые
занимают высокое положение в иерархии
власти). В то же время есть люди, для
которых стремление к приобретению
власти над другими людьми не имеет
существенного значения. В мотивационных
профилях этих людей преобладают другие
стремления и потребности (например,
стремление достигать высоких успехов в
труде или стремление к эмоциональным
отношениям с людьми). Они заинтересованы
скорее общаться, достигать высоких
результатов в деятельности, чем
контролировать других.
|
Эгоцентрическая
и социоцентрическая власть
|
|
Использование
власти может служить созданию приятных
переживаний вследствие подчинения
окружающих своей воле, что приводит к
повышению своей самооценки. Но оно может
служить и групповым интересам и целям. С
моральной точки зрения намерения
субъекта власти могут оцениваться как
плохие и хорошие, законные и незаконные.
Именно в этом смысле Д.Мак-Клелланд
различает два вида мотивов, называя их
личностно ориентированной и
социоориентированной властью.
В
первом случае люди стремятся к власти не
ради того, чтобы достичь определенных
общественно важных целей, а лишь потому,
что наличие ее приносит им
удовлетворение. Такие люди используют
все возможные средства принуждения,
чтобы получить и усилить контроль над
другими. Межличностное доминирование
для них самоцель, составляет смысл их
жизни. В структуре их мотивации другие
стремления (например, познавательная
или коммуникативная потребность) не
играют особой роли.
Люди,
у которых преобладает
социоцентрическая мотивация власти,
стремятся к ней, поскольку она
предоставляет возможность достигать
определенных общественных целей (служит
на пользу другим людям). В таком случае
человек не только стремится к
абсолютному доминированию (господству)
над другими людьми, но и озабочен
интересами дела.
Это
противопоставление, однако, достаточно
условно. В реальной жизни
предприниматель или политик в одних
ситуациях может руководствоваться
личными, а в других - общественными
потребностями. Есть основания
утверждать, что люди с
социоцентрической мотивацией не
стремятся к постоянному увеличению
своего влияния. Их удовлетворяет
положение, при котором они могут
наилучшим образом служить целям группы
или определенного общественного
института (государства, предприятия,
церкви и др.).
В
то же время эгоцентрическая мотивация
предусматривает наличие стремления ко
все большей концентрации власти в
собственных руках.
|
Инструментальная
и внутренняя мотивации власти
|
|
Власть
часто применяется тогда, когда другой
человек не склонен содействовать (или
даже мешает) удовлетворению
потребностей субъекта и достижению его
целей. Использование власти в таком
случае направлено на то, чтобы сделать
другого человека более уступчивым, а
мотивация власти является инструментальной
(т.е. власть - не самоцель, а средство,
инструмент достижения других целей).
Примером
такого инструментального действия
власти является ее ролевое
использование. От людей, которые
занимают руководящие позиции в
социальных группах, ожидается, что они
будут заботиться о том, чтобы члены этой
группы соблюдали определенные нормы
поведения. Статус дает им источники
власти, т.е. возможность и средства
коррекции поведения других людей.
Неинструментальная,
или внутренняя, мотивация власти - это
стремление к использованию власти ради
нее самой. В этом случае мотивирующим
является ощущение власти. Когда
человека побуждает к определенным
действиям удовлетворение, наслаждение
от власти, то это свидетельствует о
наличии внутренней мотивации власти,
собственно стремления к власти. А если
человек применяет власть для достижения
некоторых внешних целей, то имеет место
инструментальная мотивация власти (использование
власти как средства).
|